ОБ "ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ" СООБЩЕНИЯХ

Конечно, метро - очень точный и слаженный механизм, тем не менее, и здесь иногда приключаются разнообразные нештатные, да даже и плановые ситуации, не слишком привычные для пассажиров, а подчас и вызывающие неудобства. Конечно, для таких случаев в метрополитенах предусмотрены особые сообщения.

Один из наиболее частых, заурядных "сбоев" - следование поезда не до конечной станции, а до какой-нибудь промежуточной с целью далее идти в депо. Такое часто бывает по окончанию часа "пик", когда часть дополнительных поездов, работающих на линиях, "разъезжается по домам". На Филевской линии в Москве во время часа "пик" каждый второй поезд, отправляющийся от "Александровского сада", идет только до станции "Молодежная", поскольку на конечной станции "Крылатское" пассажиропоток относительно небольшой, и принимать-отправлять поезда каждую минуту неоправданно. Сообщение "Поезд следует до станции "Молодежная" даже записано на ленту (здесь можно его услышать). На других линиях аналогичные сообщения чаще всего произносятся машинистами или их помощниками. В Питере в середине 90-х было модно передавать поезда между двумя различными линиями прямо с пассажирами в вагонах (а на пересадочном узле "Технологический институт" такая "славная" традиция сильна и по сей день), и на этот случай также были предусмотрены соответствующие звуковые объявления. Например, машинист при передаче поезда с линии 4 на линию 3 произносил такие слова: "Поезд следует только до станции "Площадь Александра Невского" и далее на Невско-Василеостровскую линию до станции "Приморская".

Сейчас довольно большое количество станций московского метро, особенно центральных, наиболее старых, находится в состоянии текущего ремонта - реконструируют переходы или строят новые, заменяют эскалаторы... В связи с этим в подземных залах можно часто услышать сообщения вроде таких: "Переход на станцию "Театральная" - вверх по эскалатору", "Уважаемые пассажиры! Выход в город ограничен. Пользуйтесь противоположным вестибюлем!", "Переход на кольцевую линию в центре зала. В центре зала переход на кольцевую линию..." (звуковой пример - здесь). Бывают и более серьезные ситуации - например, когда в связи с ремонтом выход в город или переход вообще закрыты. Объявления о подобных "казусах" зачастую звучат не только непосредственно на станциях-"виновницах", но и в поездах соответствующих линий (можно послушать) и даже на эскалаторах станций, расположенных на совершенно "посторонних" ветках - так, чтобы пассажиры были своевременно проинформированны и могли бы изменить маршрут поездки.

Еще одна разновидность "злоключений" - пропуск служебных поездов и различных путевых машин мимо станций. В этом случае по всему станционному залу раздаются слова дежурной: "На прибывающий поезд в сторону станции "Полянка" посадки нет. Просьба отойти от края платформы!" (две звукозаписи - на московской странице соседнего раздела). Как правило, в такого рода объявлениях фигурирует название следующей станции в том или ином направлении, но иногда (реже) вместо нее упоминают конечную.

Совсем уже редко, но случается и так, что поезд с пассажирами "пролетает" мимо какой-нибудь станции. Такое приключается по техническим причинам (мало ли, эскалатор там сломался или еще что), но в Питере, скажем, в часы "пик" поезда могут проскакивать и мимо вполне нормально функционирующих станций, например, если поезд идет и без того переполненный, да еще с задержкой. Записанные на ленту сообщения типа "Следующую станцию поезд проследует без остановки" мне слышать не доводилось - такие объявления произносятся непосредственно машинистами.

К разряду чрезвычайных можно отнести ситуации, когда в метро возникают "пробки" - поезда на линии задерживаются на длительное время в связи с какими-либо неполадками либо в прискорбных случаях попадания пассажиров под колеса. При этом на станциях можно слышать голос дежурной: "По техническим причинам поезда следуют с увеличенными интервалами. Пользуйтесь наземным транспортом!"

Для большинства "экстремальных" случаев официально регламентированы варианты звуковых сообщений, которые обязаны произносить те или иные должностные лица метрополитена. Вот, например, перечень текстов объявлений для информирования пассажиров, утвержденных для произнесения локомотивной бригадой в некоторых конкретных ситуациях:

Ситуация Содержание объявления
После вынужденной остановки поезда на перегоне по истечении 30 - 60 сек "Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие, поезд скоро отправится" (текст передается независимо от причины остановки)
При вынужденной остановке поезда на перегоне более 3 минут из-за неисправности подвижного состава "Уважаемые пассажиры! По техническим причинам отправление поезда задерживается, просьба соблюдать спокойствие и порядок"
При длительной стоянке поезда на перегоне после получения информации от поездного диспетчера "Уважаемые пассажиры! Соблюдайте порядок и спокойствие. Поезд будет отправлен через ... минут" (указать ориентировочное время отправления поезда; периодичность передачи 4 - 5 минут
Перед отправлением поезда после длительной стоянки на перегоне "Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны, поезд отправляется"
После открытия дверей поезда на станциях, определенных инструктажом по временному закрытию станции для выхода пассажиров в город, но имеющей переход на другие линии "Уважаемые пассажиры! Станция ... работает только на пересадку. Выхода в город нет"
Для ускорения посадки и высадки пассажиров при сбое графика или опоздании поезда "Уважаемые пассажиры! Побыстрей выходите из вагонов" ("Побыстрей пройдите в вагоны")
При проследовании станции без остановки после получения информации от диспетчера "Уважаемые пассажиры! Станцию ... поезд проследует без остановки. Следующая станция ..."
При закрытии перехода на одной из станций линии после получения информации об этом или в соответствии с инструктажем "Уважаемые пассажиры! Переход на станцию ... линии закрыт. Пользуйтесь переходом на станции ..."
При закрытии движения на участке линии после получения информации об этом или в соответствии с инструктажем "Уважаемые пассажиры! Движение на участке ... прекращено. Пользуйтесь городским наземным транспортом от станции"
При высадке пассажиров из поезда в тоннеле или на открытом участке перегона "Уважаемые пассажиры! Поезд дальше не пойдет, просьба выйти из вагонов. При выходе из вагонов соблюдайте спокойствие и порядок, пользуйтесь поручнями и ступеньками. Выход из тоннеля (открытого участка) перегона будет производиться по ходу поезда в сторону станции ... (в противоположном направлении в сторону станции ...). Будьте внимательны при следовании по путям"
При получении сообщения по переговорному устройству "пассажир-машнист" "Уважаемые пассажиры! Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Поезд через ... минут прибудет на станцию"

Эта информация приведена в официальной метрополитеновской Инструкции по эксплуатации поездной радиосвязи, громкоговорящего оповещения, экстренной связи "пассажир-машинист" и маневровой связи.

В начало | Вокруг да около | На станциях | В электропоездах | Техника | Люди | Внешний мир | Обратная связь

Создание и оформление сайта © Артемий Ломов
В начало Вокруг да около На станциях В электропоездах Техника Люди Внешний мир Обратная связь