ХАРЬКОВ

Метрополитен в Харькове пущен в эксплуатацию в 1975 году. В известном смысле метро "второй столицы Украины" находится уже "в возрасте" по сравнению со многими другими подземными системами бывшего Советского Союза.

В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

В вагонах харьковского метро можно слышать как мужской, так и женский голоса. Обычно при движении по линии в одну сторону из динамиков льется женский голос, а если сменить направление - то мужской. Как уже отмечалось в рассказе "Языковые революции", все без исключения объявления произносятся только на украинском языке. Что самое интересное, вместо слов "Обережно, дверi зачиняються" ("Осторожно, двери закрываются") говорится просто "Дверi зачиняються". Поначалу такая краткость повергла меня в легкий шок.

ЗОННЫЕ СТАНЦИИ

С позволения уважаемой аудитории все тексты сообщений далее будут приводиться в русском переводе. Итак, по прибытии на станцию с "промежуточным" статусом в вагоне раздается сообщение следующего рода:

  • "Станция "Проспект Гагарина"

Перед отправлением со станции звучит объявление, весьма непривычное с точки зрения "единого советского стандарта":

  • "Двери закрываются. Следующая станция "Архитектора Бекетова"

Иногда после предупреждения о закрытии дверей звучит просьба уступать места:

  • "Двери закрываются. Следующая станция "Академика Павлова". Уважаемые пассажиры, уступайте места ветеранам, инвалидам и людям пожилого возраста"

В Харькове широко практикуются "склеенные" сообщения. В частности, первую часть вышеприведенного примера объявляет женщина, а вторую - мужчина, "вклинивающийся" в запись, произведенную женским голосом.

ПЕРЕСАДОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Число пересадочных узлов в харьковском метро и количество линий совпадают - их насчитывается по три. На настоящий момент две из шести пересадочных станций ("Исторический музей" на второй, Салтовской линии и "Метростроителей" на третьей, Алексеевской ветке) являются, ко всему прочему, конечными. Только на первой, Холодногорско-Заводской линии нет станций, которые бы совмещали в себе функции конечных и пересадочных. В поездах, прибывающих на пересадочные узлы, звучат сообщения такого формата:

  • "Станция "Университет". Переход на станцию "Госпром" к поездам Алексеевской линии" (не путать с "Газпромом" :-))

По отправлении с пересадочных станций и с предшествующих им формат объявлений не отличается от принятого на зонных станциях.

КОНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ

По окончании маршрута сообщения таковы:

  • "Станция "Героев Труда". Конечная. Уважаемые пассажиры, при выходе из вагонов не забывайте свои вещи. Всего вам наилучшего"

На станциях, сочетающих в себе функции пересадочных и конечных, сообщения еще более длинные:

  • "Станция "Исторический музей". Переход на станцию "Советская" к поездам Холодногорско-Заводской линии. Конечная станция. Уважаемые пассажиры, при выходе из вагонов не забывайте свои вещи. Всего вам наилучшего"
ЖИВОЙ ЗВУК

Представляем коллекцию звуковых сообщений, звучащих в поездах харьковского метро. Записи сделаны в условиях депо с достаточно хорошим качеством:

В начало | Вокруг да около | На станциях | В электропоездах | Техника | Люди | Внешний мир | Обратная связь

Создание и оформление сайта © Артемий Ломов
В начало Вокруг да около На станциях В электропоездах Техника Люди Внешний мир Обратная связь