ПОД ЗЕМЛЕЙ И НА ЗЕМЛЕ

По идее, названия станций метрополитена должны так или иначе согласовываться с наземными объектами, расположенными в непосредственной близости от этих самых станций. В подавляющем большинстве случаев это негласное "правило" соблюдается - чаще всего в именах подземных дворцов отражаются названия близлежащих улиц, проспектов и площадей; иногда станциям метро присваивают имена районов города, парков, вокзалов...

Тем не менее, метрополитен - вещь весьма самобытная, и по названию его станций можно определить лишь самые крупные, самые значительные наземные объекты, да и то не всегда. Казалось бы, объявления в вагонах для того и созданы, чтобы разъяснять, что к чему, более подробно, но и здесь существует масса оговорок.

В Петербурге, к примеру, всегда особо выделяют станции, при выходе с которых можно попасть на вокзалы либо на железнодорожные платформы. В то же время, к примеру, стадион "Петровский", куда можно прийти, доехав до станции "Спортивная", или, скажем, Александринский театр, расположенный близ пересадочного узла "Невский проспект" - "Гостиный двор", особо не оговариваются, хотя, бесспорно, являются важными для жизни города объектами.

Для Москвы же даже вокзал - такая мелочь, что слова "выход к вокзалам" звучат только на "Комсомольской", да и то потому, что вокзала там аж целых три, а название подземной станции никак не вяжется ни с одним из них. В то же время, вряд ли можно со всей очевидностью утверждать, что любому приезжему без лишних слов будет понятно, что Белорусский вокзал находится близ станции метро "Белорусская", а не где-нибудь еще. А тот факт, например, что железнодорожная платформа "Коломенское" находится у метро "Варшавская", очевиден даже далеко не для каждого москвича.

В этом смысле одним из самых дисциплинированных является киевское метро. В поездах метро украинской столицы упоминаются по меньшей мере три отличных от вокзалов наземных объекта, к которым можно выйти с соответствующих станций - железнодорожные кассы у станции "Университет", парк Славы и музей Великой Отечественной войны на близ "Арсенальной" и театр на Подоле около "Контрактовой площади".

С этой же темой связана одна интересная история, имевшая место в Москве. Когда открывалась станция "Алтуфьево", мэр Москвы Ю. М. Лужков выступил с предложением переименовать все станции, называющиеся по имени муниципальных районов города и оканчивающиеся на "-ая", в точном соответствии с названием районов. Например, станцию "Тушинская" было предложено переименовать в "Тушино", "Щукинскую" - в "Щукино" и т. д. Естественно, все вновь открывающиеся станции автоматически должны были называться сразу же в точном соответствии с районами, и готовящуюся к открытию "Алтуфьевскую" назвали "Алтуфьево". Москвичи же, привыкшие к старому порядку именований, продолжали звать станцию "Алтуфьевской": "Я живу на "Алтуфьевской", "Сниму комнату у метро "Алтуфьевская"... Самое интересное, что первые два-три месяца эта же путаница, правда, никого особо не путавшая, присутствовала в записи радиоинформаторов в поездах метрополитена. Звуковые сообщения в вагонах содержали искажение - "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "АЛТУФЬЕВСКАЯ", причем на стенах станции, естественно, четко и ясно было начертано название "Алтуфьево"!

Ко всему вышесказанному можно добавить лишь то, что района Алтуфьево в Москве нет, зато есть в родной столице район с названием Алтуфьевский. Но станция метро имеет к нему весьма косвенное отношение, ибо находится она не в данном муниципальном образовании, а на границе районов Бибирево и Лианозово. Имя станции дано, по идее, по Алтуфьевскому шоссе, так что проектное название в данном случае много уместнее.

В начало | Вокруг да около | На станциях | В электропоездах | Техника | Люди | Внешний мир | Обратная связь

Создание и оформление сайта © Артемий Ломов
В начало Вокруг да около На станциях В электропоездах Техника Люди Внешний мир Обратная связь