САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Петербургское метро - наверное, самое колоритное на территории всего бывшего Союза. Здесь самые глубокие станции, самые длинные перегоны, "двойные двери" на станциях типа "горизонтальный лифт". Все это придает питерскому метрополитену ни с чем не сравнимое строгое, суровое очарование. Немаловажную роль играет и металлическая интонация, с какой здесь звучат объявления станций.

В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

Все без исключения сообщения в вагонах подземного лабиринта северной столицы произносятся мужским голосом, максимально строгим и отточенным. При этом название следующей станции объявляется сразу же после объявления текущей станции по прибытии поезда. В конце звучат лишь грозные слова "Осторожно, двери закрываются", после чего двери немедленно захлопываются. В общем, характер нордический...

ЗОННЫЕ СТАНЦИИ

Так звучат объявления на промежуточных станциях питерского метро по прибытии поезда:

  • "Спортивная". Следующая станция "Чкаловская"
  • "Пионерская". Следующая станция "Удельная". Железнодорожная станция "Удельная" (пересечение линии метро и железной дороги)
  • "Чернышевская". Следующая станция "Площадь Ленина". Финляндский вокзал" (и кругом стальные нити...)
  • "Нарвская". Следующая станция "Балтийская". Балтийский и Варшавский вокзалы" (в Москве - площадь трех вокзалов, в Питере - площадь двух :-))

Надо сказать, что кое-где сообщать о грядущих вокзалах почему-то забывают. В частности, по отправлении с "Владимирской" до "Площади восстания" о Московском вокзале не говорится не слова, тогда как на "Чернышевской" его упоминают. Также очень странно то, что о Московском вокзале начисто забывают перед "Маяковской".

В 80-х годах на станции "Пушкинская" упоминали, помимо Витебского вокзала, еще и Театр юного зрителя. Это по меньшей мере странно, ибо, например, куда более знаменитый Александринский театр никогда не фигурировал в объявлениях, раздающихся из динамиков внутри вагонов электропоездов, следующих через пересадочный узел "Невский проспект"/"Гостиный двор".

Странноватое сообщение стали произносить с февраля 2000 года по прибытии на станцию "Лиговский проспект" во всех поездах, следующих со стороны "Площади Александра Невского". Помимо привычных слов "Лиговский проспект. Следующая станция "Достоевская". Переход на линию один", к сообщению добавилась фраза:

  • "Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны при выходе из вагона!"

Голос, которым произносилось это объявление, был тогда совершенно незнакомым и казался очень "развязанным". Но, волею судеб, именно ему суждено было стать основным голосом линии 4 менее, чем через год. Так, в августе 2000 года этой фразы слышно уже не было, зато на бывшей Правобережной линии появилось очень странное многоголосье. В общей сложности на 4-й ветке звучало аж целых пять голосов! (Впрочем, некоторые утверждают, что подавляющее их большинство принадлежит одному человеку - это ж какие артистические способности надо иметь...) Но в декабре 2000 года это разнообразие уже ушло в небытие.

В августе же 2001 года по прибытии на станцию "Ладожская" (это опять неугомонная линия 4!) можно было услышать такое:

  • "Внимание! продуктово-вещевой рынок переехал и находится напротив магазина "Русские самоцветы"

При отправлении поезда, как уже было сказано, звучит лишь одна строгая фраза:

  • "Осторожно, двери закрываются"
ПЕРЕСАДОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Пересадки в Санкт-Петербурге объявляют не по прибытии на пересадочную станцию, а еще перед отправлением с предыдущей станции, то есть, попросту говоря, загодя. Кроме того, в Питере никогда не объявляют названий станций, куда осуществляется переход - произносятся лишь номера линий. Вот примеры сообщений:

  • "Садовая". Следующая станция "Достоевская". Переход на линию один"
  • "Сенная площадь". Следующая станция "Технологический институт". Переход на линию один. Выход на правую сторону" (аналог общепринятого в других городах сообщения "Платформа справа")
  • "Владимирская". Следующая станция "Площадь Восстания". Переход на линию номер три" (обратите внимание - в этом объявлении, появившемся осенью 2001 года, фигурирует слово "номер"! Небывалый случай, такого еще не было в Питере)

А по отправлении - все та же железная фраза. Сказать как отрезать.

КОНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ

Как вы, должно быть, заметили, в питерском метро не надоедают просьбами не забывать свои вещи. Фраза на эту тему звучит лишь один раз за все время движения поезда по линии - "тогда и только тогда", когда поезд прибывает на конечную станцию:

  • "Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи в вагонах электропоезда. Поезд прибыл на конечную станцию "Проспект Ветеранов"

По какому-то неведомому стечению обстоятельств на конечных станциях линии 4 формат подобного объявления поменялся:

  • "Поезд прибыл на конечную станцию "Старая деревня". Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи в вагонах электропоезда"

Зачем следовало переворачивать всем знакомую фразу, ума не приложу. Нет, странные все-таки дела творятся на Правобережной! А вот на линии 3 вместо слова "электропоезд" с середины 2000 года произносят просто "поезд":

  • "Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи в вагонах поезда. Поезд прибыл на конечную станцию "Приморская"

Еще одна особенность питерских конечных станций заключается в том, что при отправлении с них фраза "Осторожно, двери закрываются" произносится... на московский манер, с объявлением следующей станции! Вы только подумайте, что это значит! Совсем небывалый случай, не находящий никакого согласия с извечной питерской консервативностью и принципиальностью! Вот, пожалуйста, конкретный пример:

  • "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Ленинский проспект" (ну ва-аще чисто московская фраза! :-))

Правда, так бывает не всегда. На время ремонтных работ на перегоне между станциями "Обухово" и "Рыбацкое" на линии 3 "Обухово" стала конечной, и по отправлении с нее такое объявление отсутствует. Недавно его не было и при отправлении со станции "Лесная" на линии 1, оказавшейся конечной вследствие размыва перегона до "Площади Мужества". По неизвестным причинам машинисты самостоятельно объявляют отправление и с "Проспекта Просвещения". Кстати, за размывом в течение некоторого периода курсировали только два состава-"челнока": один между "Площадью Мужества" и "Гражданским проспектом", а второй - между "Гражданским проспектом" и "Девяткино". В феврале 2001 года было вновь налажено круговое движение поездов по всему "отрезанному" участку. Все названия станций объявляют машинисты.

ЖИВОЙ ЗВУК

Вот она, долгожданная коллекция питерских объявлений:

В начало | Вокруг да около | На станциях | В электропоездах | Техника | Люди | Внешний мир | Обратная связь

Создание и оформление сайта © Артемий Ломов
В начало Вокруг да около На станциях В электропоездах Техника Люди Внешний мир Обратная связь