ГОЛОСА И НАСТРОЕНИЯ

Метро для крупных городов - счастливых обладателей оного - далеко не просто вид транспорта. А такие мегаполисы, как Москва, Питер и Киев, уже давно намертво срослись со своими метрополитенами, и судьбу их жителей уже теперь невозможно представить без извилистых тоннелей подземных дорог, лязга голубых экспрессов и, конечно же, бессмертных слов "Осторожно, двери закрываются". В бесконечных лабиринтах метро мы назначаем деловые встречи и устраиваем свидания с любимыми, общаемся, покупаем и читаем книги, газеты и журналы, перекусываем... По утрам, опаздывая на работу, нервно пробиваемся сквозь упрямые ряды нерасторопных пассажиров, покрывая в сердцах всех и вся распоследними словами, а зато ведь как приятно возвращаться домой вечерком, слегка припозднившись, после того, как схлынет основная волна народа, с бутылочкой пива в руке!

Метрополитен во многом определяет наше настроение, а мы, в свою очередь, заряжаем бодростью, или же наоборот, грустью и усталостью, окружающих нас пассажиров. Как приветливо звучат объявления станций, когда на душе все хорошо! А если впереди что-то неопределенное, гнетущее, а на сердце волнение или печаль - тут и голоса дикторов, произносящих повседневные сообщения, кажутся какими-то сухими и вялыми... Но на самом-то деле они не меняются, ибо увековечены во взаимном расположении мириадов магнитных частичек на ленте, и именно это может придать сил - что бы не случилось, все это останется на своем месте, и придет тот светлый миг, когда, освободившись от неприятных забот, будешь ехать в теплом и освещенном вагоне тысячу раз знакомой дорогой домой, оставаясь наедине со своим родным городом и мягкими, убаюкивающими голосами его подземелий.

У каждой линии метро - свой дух, и в его формировании непосредственно участвует интонация, с которой произносятся сообщения в вагонах. Кое-что об этом было сказано в более ранних наших рассказах, например, о новых московских голосах, или же о питерско-московском антагонизме. В Москве, на мой взгляд, к наиболее спокойным и доброжелательным можно отнести Сокольническую, Кольцевую и Таганско-Краснопресненскую линии, к наиболее деловитым (это качество проявляется, конечно же, по-разному) - Замоскворецкую и Калужско-Рижскую (если не считать новых записей, таких же, как на Сокольнической); строгость, размеренность и серьезность, бесспорно, ощущается в сообщениях на Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской ветках, а вот женский голос на Арбатско-Покровской линии слегка отдает, как бы это помягче выразиться, даже некоторой "стервозностью" - особенно это проявляется на "Курской" и "Бауманской".

Впрочем, тон сообщений даже в пределах одной линии может существенно различаться. Возьмем, к примеру, Замоскворецкую ветку московского метро. И хотя объявления на ней записывались "по кусочкам", нельзя сказать, что для пытливого исследователя живых переливов человеческой речи они не представляют интереса. Прислушайтесь, насколько различаются психологией сообщения "Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Речной вокзал" и "Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Автозаводская", произносимые женским голосом при движении из центра города! В первом сообщении чувствуется собранность, деловитость, его интонация, как и должно быть, отточенная, предупредительная; второе же сообщение звучит поначалу как-то устало, с явным оттенком: "как же мне все надоело!", плавно переходя в какое-то одолжение, мол, ладно, так уж и быть, довезу...

Сообщения, произносимые машинистами или дежурными по станции "в живую", обычно не отличаются оригинальностью, но иногда и среди них удается отыскать поистине уникальные образцы. Как-то на Замоскворецкой линии машинисту надоело на каждой станции произносить одно и то же ("Поезд следует до станции "Сокол"), и он выдал такой перл: "Уважаемые пассажиры! Конечной станцией назначения нашего поезда является "Сокол". Народ в вагоне аж привстал от неожиданности. А на Филевской линии один машинист веселил пассажиров, подделываясь под кавказца: "Слэдуюшая станцыя "Фылы", да?"

В начало | Вокруг да около | На станциях | В электропоездах | Техника | Люди | Внешний мир | Обратная связь

Создание и оформление сайта © Артемий Ломов
В начало Вокруг да около На станциях В электропоездах Техника Люди Внешний мир Обратная связь